Мельница с историей

Конец XIX века – это знаковый период в развитии промышленности и сельского хозяйства в жизни нашей страны. Не осталась в стороне от всеобщей модернизации и Ставропольская губерния. Именно в это время к Ставрополю провели ветку Владикавказской железной дороги. Предполагалась, что она свяжет хлебородные районы юга страны. 120 лет назад, 1 января 1897 года, по рельсам прошел первый поезд. Это событие стало ключевым в развитии промышленности в регионе.

Ставропольский край – сельскохозяйственный, переработка зерна здесь была чуть ли не единственным производством, естественно, с появлением железной дороги случился мельничный бум. Продавать переработанный продукт было выгоднее, чем сырье, тем более на экспорт. Мукомолы начали возводить паровые вальцовые мельницы — гораздо более производительные, чем прежние водяные и ветряные мельницы с жерновами. Купец из Майкопа, Иван Баранов, построил такую мельницу с южной стороны старой Ярмарочной площади. Она была одной из самых крупных в городе и отличалась удобным расположением — железнодорожные пути подходили прямо к ней. Редкое предприятие могло похвастаться такой инфраструктурой.

Было это в 1902 году, а в 1908-м ее покупает промышленник-миллионер, основатель «Кавказского Акционерного Общества» Ага Балы Гулиев. Он полностью перестраивает Барановскую мельницу. Местные газеты в то время писали о том, что Гулиевская мельница отстроена заново. Спустя шесть лет по проекту инженера Савицкого Ага Бала строит элеватор на 8 тысяч тонн зерна, подводит к нему железнодорожную ветку и приглашает американских специалистов для газификации. Неподалеку от мельницы Гулиев открыл бакалейную лавку для мелочной торговли.

Проект обошелся бакинскому купцу в 351 950 рублей серебром — невероятные деньги по тем временам. Но в начале XX века Гулиев уже был миллионером и мог себе позволить многое. Например, выписать для мельницы немецкий паровой гудок, по нему весь Ставрополь сверял часы. При отсутствии у большинства жителей часов мощный гудок в 6 часов утра и вечера, а также в полвторого и два часа дня, выполнял функцию городских башенных часов.